9 этапов развития бизнеса в России в эпоху интернет-технологий

Здравствуйте, уважаемые друзья, коллеги! Меня зовут Латыпов Андрей - Генератор Идей, я со-основатель A-ERP Technologies. Более 10 лет я занимаюсь развитием интернет-ориентированного бизнеса в России. За эти годы наша команда реализовала более 350 проектов различного уровня сложности, от корпоративных сайтов и небольших интернет-магазинов, до крупнейших в России интернет-магазинов и индивидуальных систем автоматизации бизнеса с использованием передовых интернет-технологий. В этой статье я расскажу все основные этапы развития интернет-ориентированного бизнеса в России. Последовательность этих этапов - важный фактор при развитии проекта, чтобы исключить издержки и неоправданные вложения.

Предисловие

Если у вас серьезные намерения и вы планируете основательно закрепиться в виртуальном мире, развивать свой бизнес с ориентиром на интернет-технологии, то первое с чего необходимо начать, это создание полноценного представительства вашего бизнеса в интернете. Так же как в обычном мире представительство вашей компании - это офис или магазин, в мире виртуальном эту функцию берёт на себя сайт компании - именно сайт! Группы в социальных сетях или страницы на различных интернет сайтах, не могут в должной мере выполнить функцию головного офиса!  

ЭТАП 1: Выбираем подрядчика и программное обеспечение (движок) для создания сайта

Первый этап самый важный и если ошибиться здесь, то издержки и неоправданные расходы гарантированы!

Критерии выбора подрядчика на разработку сайта

  1. Наличие опыта в разработке, а не сборе сайта из кусочков! Иначе говоря, подрядчик должен уметь создавать программный продукт, а не брать чужой и делать из него что-то... Чем это плохо?! Если подрядчик не умеет программировать фундаментальные вещи или не имеет доступа к исходному коду "движка", совсем скоро вы столкнётесь с тем, что на вашем сайте не будет функционировать какая-то необходимая вам функция или сайт не сможет адекватно обрабатывать запросы из-за неверно настроенных серверов, на котором будет размещён ваш сайт. Да, найти того, кто прикрутит нужную функцию на любой движок конечно можно - с этого и начинаются издержки и неоправданные затраты.
  2. Подрядчик должен иметь в портфолио проекты, схожие с вашим, по объему рынка, по целевой аудитории и по другим параметрам. Так вы убедитесь в том, что подрядчику интересно работать с таким сегментом и он будет уделять вашему проекту должное внимание.
  3. Подрядчик должен предлагать сопровождение и обновление программного продукта - это гарантирует вам, что ваш сайт будет корректно работать на всех устройствах и под различными операционными системами и браузерами. В этом плане модель сотрудничества по Saas, является наилучшей гарантией отказоустойчивости вашего сайта!

На что обратить внимание при выборе "движка" для сайта?

Самое главное, "движок" должен обновляться и поддерживаться разработчиком - дешевле всего, и при этом качественнее всего, получается обновлять "движок" в том случае, если он предоставляется вам по модели Saas. Вы платите небольшую фиксированную сумму в месяц и получаете гарантированную работоспособность сайта!

Если подрядчик предлагает отдать вам ваш сайт на диске или разместить на любом хостинге - любое обновление этого продукта, будет стоить вам денег и потери времени.

ЭТАП 2: Определяем концепцию сайта компании

Создание сайтовЭтот этап также не маловажен. Если в предыдущем этапе мы сформировали фундамент для нашего бизнеса, то на этом этапе мы возводим стены вашего головного офиса в интернете!

Хороший подрядчик всегда поможет вам сформировать правильную структуру для вашего сайта, учитывая именно вашу специфику и потенциал развития именно вашей компании!

Почему сайт компании должен быть многостраничным?

Причин множество, вот лишь основные:
  • Только многостраничный сайт позволит получать трафик без рекламы из поисковых систем Яндекс, Google и др. 
  • Многостраничный сайт можно настроить под различные группы целевой аудитории - признайтесь, ведь как правило у бизнеса не одна группа целлевой аудитории.
  • Правильно выстроенный многостраничный сайт способен существенно разгрузить операторов и отдел продаж
Рекомендую почитать статью: Что лучше многостраничный сайт или Landing Page? 

ЭТАП 3: Наполняем и оформляем сайт компании

Этот этап конечно важен - но, не стоит забывать о том, что сколько людей столько и мнений. Одному ваш сайт понравится, другому нет. Один скажет, на вашем сайте много полезной информации, другой скажет, на вашем сайте свалка непонятных статей.

Какой должен быть дизайн сайта?

Единого рецепта по этому вопросу конечно нет. Но, есть ряд рекомендаций, которые мы выявили, понаблюдав за миллионами людей и их поведением на сайтах.
  • Дизайн не должен перетягивать внимание посетителя от основных продуктов и целевых действий.
  • Дизайн должен быть легким и лаконичным, одинаково приятно смотреться на всех устройствах, на телефоне, планшете, компьютере или SMART-TV. 

Каким должно быть наполнение сайта?

В отличии от дизайна, здесь имеется единый стандарт. Конечно, это не говорит о том, что используя данный стандарт, все сайты будут одинаковыми. Скорее напротив, этот стандарт, в том числе говорит нам о том, что не нужно слепо копировать информацию для своего сайта у конкурентов или поставщиков. Сделайте свой сайт уникальным, а каждую страницу на сайте постарайтесь оформить по принципу: Боль > Решение > Доверие > Лояльность > Захват 

Работы по этому этапу ведутся постоянно, на протяжении всей жизни проекта в интернете.  Сайт нуждается в обновлении контента, это примерно тоже, что уборка в офисе, перестановка мебели, обновление интерьера, экстерьера или украшение офиса по случаю праздников.

ЭТАП 4: Настраиваем каналы привлечения трафика на сайт компании

Этот этап можно назвать стартовым - первые посетители на сайте, первые данные о том, что удобно, а что нет, что понятно, а что нет. Именно опираясь на статистические данные нужно принимать решения об изменениях на сайте. Помните, я писал о том, что, сколько людей столько и мнений, так вот, именно анализ поведенческого фактора посетителей вашего сайта, должен быть в основе всех последующих работ в рамках ЭТАПА 3. Ваш сайт должен быть удобным и информативным для клиента, а не красивым для вас!

Какие существуют каналы привлечения трафика на сайт?

На самом деле каналов привлечения трафика ни так много, и не каждый из них может подойти именно вашему бизнесу. Но, пробовать надо, иначе как определить, какие каналы будут работать на нас, а какие нет?! Только методом собственных проб и ошибок можно определить, какой канал будет работать хорошо, а какой плохо. Учитывая именно ваше коммерческое предложение и вашу целевую аудиторию каждый канал будет давать разную отдачу. Все каналы привлечения клиентов можно разделить на два типа: виральный канал и маркетинговый канал.

Виральные каналы привлечения трафика
Маркетинговые каналы привлечения трафика
 

Основные каналы привлечения трафика на сайт:

  • SEO - посетители из поисковой выдачи поисковиков
  • Контекстная реклама
  • Таргетинг
  • SMM
  • Внешние ссылки
  • CPA-сети
  • офлайн-реклама
На этом этапе вам нужно определить точки контакта с клиентами - каналы привлечения лидов в вашу воронку продаж.

ЭТАП 5: Обрабатываем полученные лиды

Лид - лицо отреагировавшее на вашу маркетинговую компанию. Потенциальный клиент, который сделал целевое действие, движение в вашей воронке продаж. 

Главное - клиента надо любить!

Именно с этой позиции нужно строить всю работу по обработке трафика и лидов. Каждая точка контакта должна быть брендирована, а обращение к клиенту должно быть уважительным и вежливым. Вам нужно постараться обрабатывать лиды быстро и одинаково качественно - это позволит вам активизировать виральные каналы привлечения трафика в вашу воронку продаж.

Рекомендация: Оцифруйте каждый процесс в своём бизнесе, фиксируйте каждое действие и его стоимость/доход - это позволит вам чётко понимать стоимость трафика, лида и клиента, а также какой маркетинговый канал работает, а какой просто съедает ваши деньги.

ЭТАП 6: Анализируем и выявляем процессы в компании, которые можем автоматизировать 

Чтобы эффективно работать с трафиком в интернете, как минимум вам потребуется автоматизировать процессы обработки лидов и выстроить автоворонки.
 
Автоматизация компании - на мой взгляд, это уже не просто способ вывести компанию на новый уровень, а неотъемлемая часть работы любого бизнеса. Вопрос лишь в уровне автоматизации, один бизнес может автоматизировать большинство процессов, другой гораздо меньшее количество процессов. В той или иной степени сейчас автоматизируют процессы работы с контрагентами, складами, поставщиками и конечно клиентами. 

Если ваш бизнес упёрся в потолок и не может дальше расти по причине операционных издержек, уверен, в нём есть процессы, которые можно автоматизировать и сократить издержки. Остаётся лишь просчитать рентабельность интеграции решений автоматизации в ваш бизнес. Если на первом этапе вы не ошиблись с выбором подрядчика, то вам всегда своевременно подскажут, какие инструменты автоматизации можно применить именно для вашего бизнеса, а работа с трафиком в интернете с самого начала будет выстраиваться с использованием инструментов автоматизации.

ЭТАП 7: Разрабатываем или покупаем инструменты автоматизации необходимых процессов

Разрабатываем индивидуально под себя - этот способ иногда может выйти дороже, но и эффективность может получиться выше, а время интеграции в компанию меньше. Преимущества данного способа в том, что у вас будут персонально настроенные интерфейсы, без лишних функций и кипы инструкций. Вам будет проще внедрять новые функции, так как не нужно будет заботиться о совместимости программного кода. Из минусов можно отметить два момента: 1) необходимо содержать штат программистов (если это не модель Saas). 2) нужно как-то убедится в том, что подрядчик способен выполнить задачу и разработать нужный продукт

Покупаем готовые решения - этот способ наиболее распространённый, но это не означает, что он самый действенный! Преимущества данного способа, ты можешь найти компанию, которая уже использует этот продукт и узнать большинство тонкостей работы с этим продуктом. Хотя конечно не всегда это удаётся сделать на 100% объективно. Из минусов можно также отметить пару моментов: 1) иногда для внедрения требуется штатный квалифицированный специалист (и как правило его труд не самый дешевый). 2) как правило готовые решения универсальны, следовательно интерфейсы будут содержать множество неиспользуемых в вашей компании функций

ЭТАП 8: Интегрируем инструменты автоматизации в компанию

Интеграция систем автоматизации - сложный многоуровневый процесс, результатом которого, как правило, становится рост компании. Почему "как правило"? - всё просто: не всегда руководитель бизнеса адекватно оценивает временные, трудовые и денежные затраты на внедрение и обслуживание программных продуктов. Но, если программа внедрена в деятельность компании, все сотрудники освоили работу с ней, рост компании и/или сокращение издержек гарантированы.

ЭТАП 9: С чего же начать?!

Если вы решили организовать представительство своего бизнеса в интернете, начать требуется с выбора доменного имени, иначе говоря, нужно купить домен для сайта и приступить к первому этапу - поиску подрядчика!

Купить домен для сайта

Почему этот этап последний?! Я считаю важным, чтобы руководитель бизнеса понимал весь возможный путь, который ему предстоит пройти, в случае если он планирует развивать бизнес в России в эпоху развития интернет-технологий. 
И надеюсь, что эта статья поможет вам не допустить возможных ошибок и потери времени и средств, при работе в интернете. 

Мой личный опыт и опыт моих клиентов говорит о том, что пока ещё предпринимателям не хватает базовых знаний о том, как устроено продвижение бизнес интересов в интернете, чем конечно же спешат воспользоваться многие. Много раз к нам приходили клиенты, которые до нас разрабатывали по две, а то и три версии сайта своей компании. Зачастую эти эксперименты с сайтами выливались в сотни тысяч рублей. А ведь вроде всё делали по уму, нашли подрядчика, нарисовали красивый дизайн (картинку сайта), после сверстали её (соединили картинку сайта с "движком"), залили ассортимент товаров и услуг, настроили контекст и платили SEO-специалистам по 15 000 рублей в месяц за позиции в ТОП10 Яндекса и Google по каким-то там фразам... и что там скрывать, и заказы были иногда, но что-то пошло ни так и бюджеты на продвижение истекают, недовольство подрядчиком растет, специалисты по SEO уже менее охотно контактируют с вами. 

Все дело в последовательности и значимости действий, которые вы делаете, следуя описанным в этой статье этапам, вы сможете как можно реже наступать на грабли, а верно пройденный первый этап, позволит вам существенно сократить издержки.

Буду рад почитать ваши отзывы и мнения по этой статьи, также с удовольствием изучу конструктивную критику и предложения по улучшению этой статьи. Жду ваших писем на почту:  

Андрей Латыпов - е-маил адрес
Интернет-маркетолог - Андрей Латыпов - А-ERP Technologies

С уважением, Андрей Латыпов